Сегодня российское образование является динамичной и быстроразвивающейся системой. Педагогам в современном обществе необходимо идти в ногу со временем, а иногда и на шаг вперед. Приоритетной задачей в модернизации российской школы в контексте национального проекта «Образование» представляется информатизация процесса обучения. С одной стороны, это требует повышения квалификации педагогов, с другой стороны, развитие у школьников навыков и умений в информационной сфере. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видео информацию.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, умений, навыков, а так же способности самостоятельного их приобретения, но и подготовка школьников к самостоятельной жизни в информационном обществе, таящем в себе большой объемом новых открытий и возможностей. Для этого необходимо большое внимание уделять работе с компьютером, которая позволяет формировать более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. При этом основная задача учителя помочь учащимся придти к выводу, что ИКТ технологии при целенаправленном использовании открывают большие возможности.
По моему мнению, ИКТ ресурсу на уроках истории и обществознания могут позволить не только лучше и доступнее изложить новый материал, но и заинтересовать детей, вызвать желание исследовать более детально факт, заинтересовавший их с помощью электронных энциклопедий или интернета.
При проведении уроков истории и обществознания, я активно использую ИКТ технологии. Например, организация начала урока вызовет наибольший интерес к теме если прозвучит музыкальная композиция, экранная заставка.
Во время проверки домашнего задания использование локальной сети при решении тестов, словарных диктантов и других вариантов работ позволяет экономить время учащихся и облегчает работу учителя.
Новый материал станет доступнее с использованием презентации, которую учитель может подготовить как самостоятельно, так и совместно с учащимися. Кроме этого мультимедиа школьники могут использовать и при подготовке докладов, рефератов и других работ.
Таким образом, ИКТ ресурсы на уроках истории и обществознания могут использоваться в следующих формах:
- в качестве сопровождения рассказа учителя
- использование в локальной сети в качестве контроля
- подготовка учениками докладов и рефератов
- составление проектов и презентаций
А систематическое использование ИКТ приводит к:
- Повышение уровня использования наглядности на уроке.
- Повышение производительности труда.
- Установление меж предметных связей с информатикой
- Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и истории.
- Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
- Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».
При этом необходимо помнить об одном из основных условий: для получения положительных результатов — это использование ИКТ целенаправленно, в нужный момент и обоснованно.
Особенно ИКТ помогает при проведении круглых столов, открытых мероприятий. Позволяет интегрировать выступление учащихся, учителя и приглашенных участников. Я как и любой историк ответственна за формирование активной гражданской позиции школьника, поэтому не случайно стараюсь проводить открытые мероприятия с участием политических деятелей, почетных граждан города Гуково.
Круглый стол с участием депутата Гуковской городской Думы Озерновым Е.А. по теме: «История развития и значение местного самоуправления».
Открытый урок с участием почетного гражданина г. Гуково Ландой И.Г. по теме: «Развитие и процветание города Гуково».
Круглый стол с участием председателя ТИК г.Гуково Клеминой Г.В. «Парламентаризм в России: исторический опыт, проблемы и перспективы»
Круглый стол (сценарий) Статья модульно-блочная технология